суббота, 12 декабря 2015 г.

Так знаем или нет, вот в чём воспрос

    Уважаемые читатели! Давно размышляю над тем, в каком возрасте необходимо ребёнка знакомить с символами государственности. Нравственно - патриотическое воспитание, наконец - то, стало вновь востребованным. Дошкольные учреждения, школа, высшие ступени образования, везде наблюдается активность в этом вопросе. Только вот не видно  чтобы в нашем обществе действительно патриотизм воспитывался с малых лет. Можно возразить, что в образовательных программах присутствуют его компоненты.Однако,  они не систематизированы и авторство, порой, мягко говоря удивляет. Если по старой привычке оглянуться на запад, либо за океан, то там, во многих странах, занятия в школе начинаются с прослушивания гимна страны. Недавно смотрела репортаж, в котором останавливали обычных людей на улицах небольшого городка в Америке и спрашивали, знают ли они слова государственного гимна, я была поражена - практически каждый  знал. А в нашей стране не каждый взрослый может спеть гимн от начала и до конца.Старшее поколение может ещё спеть, но советский вариант, а вот современный, российский вряд ли. Относительно молодёжи, по этому поводу, и говорить не стоит.
  Мне кажется, что необходимо создать учебные пособия гражданственности  отдельно от общеразвивающих  областей, сделать его самостоятельной единицей в программах ДОУ и школы. 
P/S Так, с какого же возраста учить ребёнка петь государственный гимн?


21 комментарий:

  1. Алла Анатольевна, добрый вечер!
    В нашем ДОО мы знакомим детей с государственными символами. В групповых помещениях есть уголки патриотического воспитания. Есть и флаги и портреты руководителей. В прошлом году проводили викторину среди подготовительных к школе групп. Группы пели гимн Кубани, России. Родители были очень удивлены знаниями детей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Виктория Александровна! У нас тоже всё это есть. Но вот то, что родители ваши удивись - это показатель того, что сами они детям мало что дают.

      Удалить
  2. Алла, мне кажется, проблемы с воспитанием патриотизма вовсе не в том, что в каком-то возрасте ребенок слова гимна не выучит, к сожалению. Проблема глубже. У нас и взрослые-то мало кто гордится своей страной. Чтобы люди действительно стали патриотами, нужно чтобы хотя бы пара-тройка поколений прожили в стабильности и благополучии без войн, революций и других реформ, сильно снижающих уровень жизни людей. Пока мы не уверены в будущем, пока никто не чувствует в своей стране себя защищенным - не будет у нас в сердцах настоящего патриотизма, а значит, не сможем мы его привить и своим детям. Даже если заставим их слова гимна и порядок цветов на флаге выучить. Я тоже очень расстраиваюсь, что всё обстоит именно так, но понимаю, что не в наших силах это изменить сейчас.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анастасия! Я в общем и не утверждаю, что патриотическое воспитание это рано заученные слова гимна, но как его неотъемлемая часть -да. А вот в отношении того "Чтобы люди действительно стали патриотами, нужно чтобы хотя бы пара-тройка поколений прожили в стабильности и благополучии без войн, революций и других реформ.." категорически не согласна. История не раз доказывала, что именно в трудные периоды нашей страны повышался уровень народного патриотизма и наличие материальных благ тут не показатель. И зря вы думаете, что не в Наших силах изменить положение.Ведь если дать определение нам всем, то мы -это народ нашей страны, и сами должны быть её защитниками. А начинать можно с малого: не поддерживать разговоры о том, как у нас в стране всё плохо, не увиливать от общественных работ, учить детей и, кстати, учить самим, что такое символы государственности, личным примером показывать к ним уважение. Перечислять можно ещё долго, да стоит ли. Мы всегда говорим "у нас в стране.." и начинается перечисление всяких негативных моментов, как будто все имели возможность прожить в другой стране долгое время и теперь ужасаемся сравнивая. Есть замечательная народная поговорка "Хорошо там, где нас нет".Может, Анастасия, пришло время избавляться от заниженной самооценки гражданина нашей страны, и начинать с себя?

      Удалить
    2. Эх, так и знала, что из-за этого комментария посчитаете меня нытиком, у которых всегда и всё плохо. Не, я на самом деле человек позитивный и хорошее всегда в первую очередь замечаю, честно.:) Ваше сообщение насчет патриотизма задело меня за живое, просто сама сейчас много размышляю о том, что даже в возрасте 3х лет мой сын с гораздо бОльшим интересом смотрит заграничные красочные книги и мультфильмы, а "Колобок" и "Гуси-лебеди" не желает слушать и убегает. Мне вроде и грустно, что с малых лет ребенок уже предпочитает своей культуре что-то чужое, но в то же время врать ему я не могу - ведь мне и самой "их" детские книги кажутся и ярче, и добрее, и более детскими что ли. У нас что ни сказка, то "жили были дед да баба, и кушать им было нечего, и корыто было дырявое, и детей у них не было" - сплошное нытьё и пессимизм. Вот не оттуда ли и начинается такая концентрация на плохом у наших сограждан? Насчет начать с себя - я как раз и стараюсь жить по этому принципу. Детскую площадку во дворе отремонтировали сами, не гнушаюсь и прибраться там, если надо, но вот только в этом случае хорошая получаюсь лично я, а никак не страна, которая вынуждает меня заниматься всем этим вместо моей прямой мамской обязанности радостно гулять с сыном по чистому красивому двору и рассказывать ему, как на Руси жить хорошо. В общем, я за честность с детьми. И не могу я говорить, что наша страна прекрасна, а я искренне её люблю и горжусь, если ребенок своими глазами видит, что это не так. Сейчас, к счастью, у нас есть выбор, и если однажды сын решит, что в какой-то другой стране жить лучше, и сможет её искренне всем сердцем полюбить, упрекать его за это я точно не стану.

      Удалить
    3. Анастасия, здравствуйте! Ни в коем случае не сочла вас нытиком. Вы, на мой взгляд, просто честно озвучили свою позицию, это достойно уважения. Это замечательно, когда каждый высказывает личное мнение, и оно не обязано поддерживать позицию автора. Спасибо Вам за откровенность.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Алла Анатольевна! Согласна с комментарием Анастасии. В школьной программе по обществознанию предусмотрено изучение государственных символов. И, если не ошибаюсь, на уроках окружающего мира в начальной школе тоже. А еще на уроках музыки в нашей школе дети разучивают гимн, так что слова знают. Но это не значит, что автоматически становятся патриотами... И концепция патриотического воспитания есть, и программы, и реализуем мы их, но к сожалению этого мало...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Юлия! Вы правы -"И концепция патриотического воспитания есть, и программы, и реализуем мы их, но к сожалению этого мало." Вот и я о том же :(

      Удалить
  4. Здравствуйте,Алла Анатольевна! Разрешите "взвыть"?Ещё один урок в школе за счёт сокращения основных?! Есть уже кубановедение и в 4 классах ОРКСЭ. Вопрос в том, что руками "чужих тёть"делается-спасается то,что никаким образом не культивируется в семье!Если говорить об учебных программах,то патриотизм не прослеживается разве что на математике, остальные предметы буквально пронизаны.
    Когда начинать и где? Однозначно-в семье и до садика.
    С уважением.Елена Анатольевна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Анатольевна! Я ни в коем случае не ратую за сокращение основных предметов, куда дальше?! А вот о том, что культивировать данное отношение в семье, в первую очередь, я абсолютно с вами солидарна. Но, и "чужие тёти" тоже очень важны, ведь порой бОльшую часть дня с детьми проводят именно они, воспитатели и учителя. А садик начинается, как правило, в 2 годика, так что До не получится, а вот вместе -возможно.

      Удалить
    2. Елена Анатольевна, уверена, "взвоют" многие. Я в полной мере согласна с Вашим мнением, разделаю его и принимаю!

      Удалить
  5. Здравствуйте, Алла Анатольевна! У Вас в блоге изменения! А по поводу воспитания патриотизма, это должно идти из семьи, а не искусственно насаждаться в учреждениях, ребенок должен знать о чем идет речь, слышать об этом, иметь представление - что это такое, а в каком возрасте - не важно!

    ОтветитьУдалить
  6. Здравствуйте, Людмила Владимировна! Изменения ещё будут, я в поиске :) По поводу патриотизма, я с вами отчасти согласна, но, как я уже писала, дети очень много времени проводят в детских садах и школах, так что наша помощь может быть действенной.

    ОтветитьУдалить
  7. Здравствуйте, Алла Анатольевна!
    Мнения противоречивые по этому вопросу, и у меня - однозначного нет. Приведу пример. Племянник учится в Оренбургском президентском кадетском корпусе, уже выпускной класс. Летом у них был городской кросс, моя сестра (мама Вани), присутствовала вместе с другими родителями в качестве зрителей. Дети перед кроссом разминались, кто-то сидел на траве, растяжки делали. Вдруг заиграл гимн, все мальчишки, без указания взрослых, встали по стойке смирно, и стояли пока он звучал. Налицо результат целенаправленного воспитания в закрытом учреждении.Не хочу сказать, что там все у них гладко, но кое-что получается очень неплохо, мальчишки думающие.
    Корни нужны всем - Родину не выбирают.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Анатольевна, здравствуйте! Вы как раз и привели пример Целенаправленного воспитания.У меня племянник пришёл из армии, служил в президентском полку, так вот, он уже год как дома, на днях услышал гимн по телевизору, молча встал.Сын пришёл из армии (Владикавказ)на днях, спросила его знает ли он слова гимна, ответил -"Знаю, в школе преподаватель музыки научила". Боюсь опять быть неправильно понятой, но , по моему мнению, знание гимна(и уважение к нему) - неотъемлемая часть патриотического воспитания.

      Удалить
  8. Я хочу высказаться как мама, уделяющая большое внимание патриотическому воспитанию своих детей. Мне кажется, что это действительно так, если нет, то пусть меня поставят на место мои читатели))). Так вот в нашей системе образования патриотическое воспитание - это фикция. Вроде бы все верно - гимн, герб, флаг, история, но это все слова, знаки, но не жизнь. К сожалению, система образования не может справиться с этой задачей самостоятельно в современных условиях. В нашей жизни слишком много информации, денег, подмены ценностей. И идет это из семьи. Как часто родители забывают важное, занимаясь простыми вещами - заработать денег, купить одежду и игрушки, накормить, научить читать и считать. Гимн - это второстепенно. Мои дети до сих пор не знают гимн, не встают, когда он звучит, да и не часто это случается. Но гимн - это то, что на поверхности, как верхушка айсберга, а весь патриотизм - под ним. Гимн - дрессировка. А душа - она не гимн и не флаг. Душа - это любовь. К родной земле, ее природе, ее величию. К культуре, к языку, к традициям. К истории, со всеми ее флагами, гимнами, войнами и перемириями. Семья закладывает фундамент, если фундамента нет, то что хочешь построй - все развалиться. Поэтому все, что идет вразрез с интересами семьи, все, что проходит мимо семьи - это не встраивается в систему ценностей. Конечно, есть исключения, но они, как известно, только подтверждают правило. Как часто в семьях любовь к природе - это выехать на шашлычок или поваляться на пляже. Как часто нормальный язык, заменяется примитивной разговорной речью, как часто мы перестаем читать, а в нашем случае даже говорить на родном языке. А многие ли знают о народных традициях, что пришли из глубины веков? Не обязательно их соблюдать, но уважать необходимо! А мы тут то атеисты, то религиозны настолько, что все языческое даже слышать не хотим. Мы насмехаемся над культурой и традициями, вместо того, чтобы восхититься. Дети не уважают природу, потому что родители даже не думают про нее, нет экологического воспитания или оно минимально, а ведь тут кроется любовь к родной земле. Мы не уважаем историю, мы не прислушиваемся к ней, мы не учимся у нее, а просто учим ее и переписываем под себя. Выделяем одно, называя это главным, а остальному не придаем значения. Мы не видим за датами и цифрами судеб, людей, жизни, смерти.... Та же геральдика и вексиллология - это огромный пласт истории, но мы берем верхушку - флаг и герб сегодня. А уважение к государству в принципе? Мы его ругаем от и до, матери живут в надежде, что их мальчики смогут откосить от армии, мы все ищем, кто вокруг чего должен нам, но сами не хотим платить по счетам. Говорить о войне - рано, учить беречь природу - они еще маленькие, учить язык - в школе научатся, традиции - у нас нет на это времени... Очень многое упускается в сегодняшней жизненной гонке, а школа и детский сад, подгоняемые сверху программами пытаются что-то вложить в головы детей, но они бессильны, потому что и программы не совсем те, и реальной ценности всего этого у детей нет - не дали, не донесли, не признали в семье. Как все и всегда - мы можем изменить весь мир, но нужно начинать с себя.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, Вы меня поразили, такая глубина размышлений! Словно мысли озвучили вслух ваши, мои, многих. Но как же начать исправлять положение, болезнь изучили вдоль и поперёк, а вот какое лечение? Жить надеждой, что дети вырастут и уедут в другую страну, где комфортней и удобней, что делать нам, мамам, папам и всем, кому не хочется видеть один негатив и хаять свою страну.Анечка, чтобы Вы лично предложили бы, если знали, что Вас услышат?

      Удалить
    2. Добрый вечер,уважаемые собеседники! Анна, все так как Вы говорите, и при этом- все же есть патриотизм - не притворный, достаточно вспомнить 9 мая и шествие "Бессмертного полка" по всем городам России - никого никто не сгонял.
      Считаю, что и о геральдике детям нужно рассказывать,конечно в том объеме, который соответствует возрасту ребенка. При этом - да, именно с себя нужно начинать - что знают взрослые, педагоги о государственной символике? В каком объеме? если относиться формально, и результат будет никакой (т.е. в большинстве своем так, как сейчас и есть)

      Удалить
    3. Алла, лечение здесь простое, нужно перестать ругать, а начать любить. И начать с самого себя. И правильно Ольга Анатольевна пишет - патриотизм есть, пусть он пока не у каждого, пусть он не столь велик, но он есть. И те семьи, что несут этот патриотизм уже делают многое. Знаете, мне одно время было как-то не комфортно в родной стране говорить на родном языке! Это ужасно. Но на заговорившего по-белорусски сразу оборачивались, вслушивались в разговор! Это вводило в ступор. Я разговаривала с детками, но не так много, как хотелось бы. А потом сама подумала, а какое мне дело? И стала громко, четко говорить, причем даже обращаясь к незнакомым людям. В нашем обществе чтобы взрастить патриотизм нужно наплевать на то, что о тебе подумают))). Парадокс. Но если сначала кто-то повертит у виска, то вскоре найдется тот, кто захочет повторить твой опыт. А еще патриотизм не нужно откладывать на завтра, вот выучу, разберусь, а потом... Нужно любить сегодня, а знания и понимание постепенно придет. Помню, как мой пятилетний сын читал "лекции" в автобусе, рассказывая, в честь кого названы улицы, мимо которых мы проезжаем. Это невероятно. Люди слушали! Слушали и, уверена, многие думали, что ребенок знает, а они-то и не знали, уверена, что нашлись и те, кто после этих "лекций" сами заинтересовались. Если любить Родину, то не нужно никакого дополнительного патриотического воспитания, ты просто будешь делиться этой любовью с детьми, с окружающими. Что делать педагогам и учителям? Любить самим. И тогда эта любовь начнет передаваться детям, а дети может быть научат любить родителей. Хотя, конечно, правильно и лучше если наоборот. Но нам нужно до этого дорасти, прийти. И придет каждый сам по себе, сверху любить не научат, ведь любовь - не наука. Как таковое направление обучение и воспитания я бы патриотизм не рассматривала. Он есть во всем - в природе и любви к ней, в географии и изучении родной земли, в истории с ее приятными, неприглядными и страшными событиями, в культуре и искусстве, в языке и литературе. Нужно петь, читать, говорить, смотреть и любить все это свое и родное. Я не хочу перевернуть мир, я хочу любить сама и быть счастливой, дать это своим детям, ведь быть счастливым на любимой Родине намного приятнее, чем жить несчастным и недовольным своим государством.

      Удалить
    4. Анна, мыслим одинаково, выражаем мысли по -разному :)

      Удалить
    5. Анна, мыслим одинаково, выражаем мысли по -разному :)

      Удалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...